Более 240 млн грн. из государственного бюджета
пустили на рекламу, пиар и «джинсу» несколько учреждений, находящихся
под контролем Арбузова, Колесникова, Каськива, Бубки, Табачника,
Захарченко и др.
Средний рекламный бюджет крупной
украинской компании – $1-2 млн. Вкладывая такие деньги в рекламу,
бизнесмен рассчитывает, как минимум, на окупаемость расходов за счет
повышения продаж. Государственные учреждения тратят на рекламу порой
намного больше средств, и даже не задумываются о том, как их отбить.
Заказываемые госслужащими услуги чаще
всего ориентированы на повышение лояльности, в том числе
чиновников. Например, госпредприятие «Дельта-лоцман» (предоставляет
услуги по лоцманскому проведению судов) в 2012 г. заказало кампанию по
«повышению имиджа и деловой репутации» стоимостью почти 1 млн грн. В
конкурсной документации была указана целевая аудитория кампании –
народные депутаты, члены Кабмина, министерств, прокуратуры, суды,
журналисты, судовладельцы и региональные органы власти.
К тому же расценки в такой «воздушной»
сфере как рекламные услуги для государства вполне заслуживает
определения «высосаны из пальца». Например, Госфининспекция уличила
Нацагентство инвестиций и нацпроектов Владислава Каськива в не очень
эффективном расходовании 2,8 млн грн на рекламу. Правда, очень быстро сообщение было как-бы дезавуировано.
Мол, опубликованное сообщение не содержало возражений Нацагентства на
саму проверку. А возражения якобы были настолько аргументированы, что
ревизорам пришлось чуть ли не извиняться за свой «поклеп».
Впрочем, и без этого случая у многих
знатоков медиа-рынка есть основания считать, что расходование
государственных средств на рекламу является одним из кратчайших путей к
личному обогащению.
В этом году в «Вестнике государственных
закупок» были опубликованы сотни сообщений о рекламных контрактах
органов власти и компаний, подконтрольных государству. Из них в специальном разделе «Наших Грошей»
освещены тендеры по меньшей мере, на 273 млн грн. Что сопоставимо, к
примеру, с годовым бюджетом г. Ужгорода. В эту сумму и в рейтинг не
включены расходы органов власти на печать коммунальных газет, издержки
госкомпаний на корпоративные издания, а также мониторинг СМИ по заказу
Администрации президента, Кабмина и других госорганов.
Рейтинг крупнейших промо-бюджетов госучреждений и госкомпаний в 2012 г. составлен для Forbes.ua.
Национальный банк Украины – 84,04 млн грн.
В прошлом году Нацбанк создал
собственный телеканал «БанкTV», который выходит в эфир под логотипом
БТБ. Телеканал служит площадкой для выступлений руководства НБУ и
информирует зрителя о событиях на финансовых рынках. В этом году
«БанкTV» потратил на закупку оборудования 71 млн грн., закупил
автомобили на 1,37 млн грн. Кроме того, «БанкTV» перечислил 11 млн грн.
за трансляцию телесигнала компании «Зеонбуд» – монопольному оператору
цифрового телевидения.
Правда, 8 октября НБУ отменил тендер, на котором планировал закупить услуги по размещению рекламы в СМИ.
Крупнейшие подрядчики: «Комтел системи мовлення» – 71,33 млн грн., «Зеонбуд» – 11,34 млн грн.
Нацагентство по вопросам Евро-2012 – 62,32 млн грн.
В 2011-2012 гг. Нацагентство потратило
на рекламу 197,62 млн грн., что делает его одним из крупнейших
рекламодателей Украины не только в государственном, но и частном
секторе. Треть из этой суммы была израсходована в нынешнем году.
Основная статья расходов рекламного
бюджета Нацагентства – «формирование позитивного имиджа Украины у
европейского потребителя». В прошлом году на эти цели было потрачено 111
млн грн. Еще 28 млн грн. чиновники израсходовали в этом году. В
основном промо-ролики Евро-2012 размещались на телеканалах Eurosport,
Euronews и ВВС. Еще 3,5 млн грн. было потрачено на участие в
международных выставках.
Четверть бюджета на рекламу Евро-2012
внутри Украины – 14,5 млн грн. – получил оператор наружной рекламы
«Хайтеч Едвертайсмент». Один из собственников этой фирмы – Вадим
Руденко, депутат Кировского райсовета в Макеевке (Донецкая обл.). При
этом стоимость услуг, предоставленных ведомству, в 2-3 раза превысила
цены, указанные в прайс-листе компании.
Нацагентству Евро-2012, которое напрямую
подчиняется вице-премьеру Борису Колесникову, свойственен креативный
подход к выбору способов формирования позитивного имиджа Украины.
Например, в прошлом году Виктор Янукович решил посетить этап мировых
автогонок в Ялте, который проходил под патронатом Евгения Червоненко,
руководителя департамента авиации Министерства чрезвычайных ситуаций.
Президент планировал выступить в роли комментатора открытия гонок на
телеканале Eurosport. За несколько дней до гонок компания «Червоненко
рейсінг» (как не трудно догадаться, ее собственник – Евгений Червоненко)
получила от Нацагенства подряд стоимостью 8,62 млн грн. на «кампанию по
продвижению Украины как принимающей страны Евро-2012 в международных и
отечественных СМИ».
Не стеснялось Нацагентство и в средствах
на производство рекламы. Компания «Фаст Форвард Пост Продакшн» получила
6,15 млн грн. на пять 30-секундных роликов, что сопоставимо с бюджетом
пятиминутного видеоклипа Валерия Меладзе «Небеса», снятого известным
клипмейкером Аланом Бадоевым. В результате один из серии еврофутбольных
роликов – «Учительница» – получил международную известность за свой специфический английский.
Крупнейшие подрядчики (за 2011-2012
гг.): «Смарт Студіо» – 57,22 млн грн., «Медіапрофіт» – 28,12 млн грн.,
«Тамонтен» – 25,00 млн грн., «ЕС комюнікейшн груп» 20,89 млн грн.,
«Медіалардж» – 18,29 млн грн., «Хайтеч Едвертайсмент» – 14,50 млн грн.,
«Червоненко Рейсінг» – 8,62 млн грн.
Госагентство инвестиций и управления нацпроектами – 23,72 млн грн.
Агентство ежегодно тратит на рекламу
десятки миллионов гривен. Часть подрядов получают компании,
принадлежащие членам партии ПОРА, которую в 2004-2010 гг. возглавлял
нынешний руководитель Госагентства Владислав Каськив.
Например, 13 сентября 2012 г. фирма
«Глория» получила от этого ведомства подряд на 10 млн грн. на
«размещение в эфире национальных телеканалов информационных видеороликов
по формированию позитивного инвестиционного имиджа Украины». Эта фирма
была основана Александром Серватовичем, который в 2006 г. был включен в
избирательный список партии ПОРА на парламентских выборах.
Также Госагентство проводит рекламную
кампанию за рубежом, привлекая для этого малоизвестные фирмы. К примеру,
Ost-West (Словакия) в нынешнем году получила от ведомства Каськива 7,9
млн грн. для освещения роуд-шоу, которое Госагентство проводит для
привлечения инвесторов в национальные проекты.
Крупнейшие подрядчики: «Глория» – 9,96 млн грн., Ost-West (Словакия) – 992 000 евро, «Сон-це» – 1,92 млн грн.
Государственные фонды социального страхования – 16,57 млн грн.
Фонд социального страхования от
несчастных случаев потратил на «пропагандистские мероприятия» 15,57 млн
грн. Эти деньги ушли на оплату размещения информационных сюжетов на
телевидении и радио. Львиную долю рекламного бюджета получили фирмы из
ESGroup, которые производят деловые новости для телеканалов «Эра»,
«Перший Національний» и UBR. Последний телеканал принадлежит самой
группе, которою контролирует кандидат в народные депутаты от УДАРа
Александр Юраков (баллотируется по избирательному округу №95 в Киевской
обл.).
Юраков также является миноритарным
акционером компании «Укртранслизинг», акциями которой также владеет
компания «Лемтранс» Рината Ахметова, Антона Пригодского и Александра
Януковича.
В свою очередь Фонд социального
страхования по временной потере трудоспособности за 1 млн грн. заказал
медиакампанию, направленную на информирование населения «о весомости и
важной роли Фонда». Для этих целей были произведены и размещены
1-минутные радио- и телесюжеты, а также организованы телепрограммы в
формате «гость в студии».
Крупнейшие подрядчики: «ЄС Продакшен
груп» – 9,60 млн грн., «ЕСГ» – 6,43 млн грн., «Науково-дослідний
інститут прикладних досліджень та експертиз» – 0,55 млн грн.
Государственные банки – 16,43 млн грн.
Один из крупнейших розничных банков
страны Ощадбанк ведет соответствующую своим размерам кампанию ценой в
12,72 млн грн.: 10 миллионов рекламных листовок и размещение рекламы на
ТВ, радио, прессе, интернет-изданиях.
Крупнейшие подрядчики: «ПроАктив Медіа
Консалтинг» (связан с менеджерами из медиагруппы народного депутата от
Партии регионов Андрея Деркача) – 10,50 млн грн., «НВП Поліграфсервіс» –
2,22 млн грн.
Укргазбанк, который в прошлом году
зафиксировал один из крупнейших в банковской системе убытков (3,6 млрд
грн.), в этом году начал выходить из пике, получив за первые восемь
месяцев чистую прибыль 281 млн грн.
Рекламная кампания банка стоит 3,71 млн
грн. Четверть суммы было направлено на размещение рекламы в региональной
прессе. Львиная доля рекламных расходов пришлась на два объекта
«наружки» в Киеве. Годичное размещение на брандмауэре по адресу
Крещатик, 1/2, обошлось «Укргазу» в 1,07 млн грн., брандмауэр на
проспекте Победы, 49/2, – еще в 1,76 млн грн.
Крупнейшие подрядчики: «Агентство Інфокон» – 1,94 млн грн., «Світ аутдор медіа» – 1,76 млн грн.
Министерство образования – 11,58 млн грн.
Под руководством Дмитрия Табачника
Министерство образования через госпредприятие «Информационно-имиджевый
центр», которое ему подчинено, активно тратит деньги на увеличение
потока зарубежных студентов в отечественные вузы.
В этом году приоритетными странами были
избраны Казахстан и Азербайджан. В эфире местных телеканалов должны
выйти интеллектуально-игровые шоу для школьников (4,98 млн грн.), пройти
круглые столы и пресс-конференции (3,78 млн грн). В министерстве, по
всей видимости, реально рассчитывают на эффект от кампании, поскольку
подряд получила не «прокладочная» структура, нацеленная на распил
бюджета, а «Євромедіа Компані» известного деятеля шоу-бизнеса Павла
Грицака. Он принимал активное участие в организации конкурса
«Евровидение» в Украине и является бизнес-партнером Александра
Ксенофонтова, продюсера певицы Русланы Лыжычко.
Еще 2,82 млн грн. стоило изготовление
рекламных брошюр для распространения в нескольких странах Ближнего
Востока и Северной Африки.
Крупнейшие подрядчики: «Євромедіа Компані» – 8,76 млн грн., Видавництво «Фенікс» – 2,82 млн грн.
ХК «Киевгорстрой» – 8,52 млн грн.
Одна из крупнейших строительных компаний
Украины не экономит на рекламе. На тендере, который компания провела
для закупки услуг по изготовлению и размещению наружной рекламы,
победила концепция агентства «Юниверсал Медиа Уорлдвайд».
Оно принадлежит ряду компаний,
зарегистрированных в Королевстве Нидерланды. Из всех участников торгов
ее ценовое предложение было самым дорогим – 8,52 млн грн. Для сравнения –
минимальное предложение составляло 6 млн грн. Но в тендерной
документации «Киевгорстроя» было указано, что кроме цены, важно и
качество рекламы. Поэтому в ходе торгов представители компании отдали
предпочтение «Юниверсал Медиа Уорлдвайд».
Как итог, сейчас представители
«Киевгорстроя» на рекламных плакатах обещают съесть каску, кирпич и даже
кран, в случае если не сдадут хотя бы один из строящихся объектов.
Национальный олимпийский комитет Украины (НОК) – 7,46 млн грн.
НОК, который возглавляет экс-совладелец
«Родовід Банка» Сергей Бубка, на своем сайте не раскрывает размера
дотаций, получаемых из госбюджета. При этом является одним из самых
активных рекламодателей, заказывая медиакампании по разным поводам.
В этом году НОК заплатил 0,62 млн грн.
телеканалу «Первый национальный» за изготовление и размещение
телесюжетов о проводах и участии национальной сборной Украины в летних
Олимпийских играх в Лондоне. При том что на этом телеканале более
половины эфирного времени занимала специальная программа об Олимпиаде во
время ее проведения. А все телеканалы информировали об участии
украинцев в Олимпиаде в новостях.
Крупнейшие подрядчики: «Продюсерська
агенція «Студіо – ПІО» 3,70 млн грн., предприниматель Афанасенко О.В. –
2,53 млн грн., «Телерадіокомпанія «ЕРА» – 1,22 млн грн., Національна
телекомпанія України – 0,62 млн грн.
НАЭК «Энергоатом» – 7,23 млн грн.
В 2011 г. доход НАЭК «Энергоатом» достиг
2,18 млрд грн., поэтому госкомпания может не скупиться на рекламу. В
нынешнем году компания заказывала «размещение» информационных
материалов, не требуя от исполнителей их маркировать значком рекламы.
Один из способов работы с масс-медиа –
встречи руководства «Энергоатома» с группами журналистов и последующий
«мониторинг СМИ по информационной волне после проведенного мероприятия».
Для размещения телесюжетов были избраны УТ-1 и ICTV. В печатной прессе
чиновники «Энергоатома» положили глаз на несколько ежедневных и
еженедельных изданий.
Крупнейшие подрядчики: «Тамонтен» – 5,48 млн грн., «В 4 В» – 1,75 млн грн.
Государственная служба охраны – 3,85 млн грн.
Региональные управления Госслужбы охраны
Министерства внутренних дел в 2012 г. провели массированную рекламную
кампанию на телевидении.
В качестве подрядчика для изготовления
рекламных роликов была привлечена компания «Магнолия-ТВ». Милиционеры в
13 регионах заказывали изготовление роликов о своих услугах по охране и
их размещение в эфире нескольких национальных телеканалов и канала
«ЧП.инфо», которым и владеет компания «Магнолия-ТВ».
Юрий Николов, «Наші Гроші», впервые опубликовано в Forbes.ua
|