«Наконец, о пресловутых мерседесах»Всеволод Чаплин, протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Украшение
не только храмов, но и одежд священнослужителей, в том числе одежд
внебогослужебных, а также предметов, которые окружают священнослужителей
в официальной обстановке (у иерархов практически любая обстановка
официальная), – это не придуманная мной вещь, это традиция Церкви. «Мне самому приходилось и при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам» Мы
знаем, что и иерархи христианской древности, и практически все
архипастыри Церкви Русской имели и резиденции, не уступавшие или немного
уступавшие царским и княжеским, и соответствующие колесницы. Мы знаем,
что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и
передвигался на личном пароходе. Мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос
посещал ужины в домах людей, которых нынешние интеллигенты назвали бы
«совершенно нерукопожатными» – роскошествующих воров, да и не просто
воров, а сборщиков оккупационного налога с собственного народа. Мытаря
Закхея, например. Стол при этом наверняка был богатым и оплаченным на
нечестные деньги.Какой ужас для привыкших к диссидентским кухням
интеллигентов! Какое разочарование для тех, кто привык любить Церковь
только слабой, не говорящей с телеэкранов, одетой в драный подрясник,
ютящейся в скрытом от нечистого объектива Китеже, за покосившимся
забором полуразрушенного храма. Вот там благодать – ни мерседесов, ни
мигалок, ни позолоченного иконостаса, ни «нерукопожатных» спонсоров...
Да,
такая Церковь тоже у нас есть. Только ее положение совершенно
ненормально. В стране, где миллионы людей именуют себя (кто с большим
основанием, кто с меньшим) православными христианами, Церковь должна
быть в центре народной жизни. Полуразрушенных храмов у нее быть не
должно. Наоборот, ей приличествует обладать современными и солидными
зданиями, красивыми облачениями, золотыми иконостасами (что не должно
означать – безвкусными). А также достаточными знаками материальных
возможностей, чтобы на равных говорить с теми, кто «встречает по одежке»
и, быть может, пытается вести себя с позиции силы, опираясь на свое
богатство и влияние. Будь то глава инославной либо иноверной общины,
чиновник или бизнесмен. Неслучайно все христианские сообщества – от
Ватикана до самой бедной нашей епархии – стараются, общаясь с подобными
непростыми собеседниками, «не ударить в грязь лицом». И так было во все
века христианской истории.Мне самому приходилось и при полном параде
входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам. Убежден,
что для Церкви нужно и то, и это. Но ни на том, ни на этом не нужно
слишком заострять внимание. Когда христиане без конца рассуждают о
«блеске и нищете» одежд и часов – это признак духовного нездоровья. Или
зависти. Или вечной квазидиссидентской привычки ругать все сильное,
дорогостоящее, властное. Привычки, к счастью, уходящей в прошлое вместе с
левацким пониманием христианства. Между прочим, тридцать лет живя
в Церкви и зная очень многих, подметил одну особенность: все –
подчеркиваю, все! – священнослужители, которые, имея возможность
прилично одеваться и иметь приличный быт, постоянно подчеркивали свою
«нищету» старыми подрясниками и убогими бытовыми условиями – были
съедаемы, а часто и съедены изнутри гордыней. Не буду называть их имен.
Но многие из тех, кого сейчас интеллигенция именует «святыми
бессребрениками», в беседах «для своих» откровенно намекали, за что
именно их надо после кончины канонизировать...
Ну и, наконец, о пресловутых мерседесах.Да,
Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих
резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее Предстоятеля.
Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты
(пост)советского типа давно уже не составляют большинство – скорее не
понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на
более престижной машине, чем Патриарх. Такой уж у него крест. Помогает
его нести, наверное, одно: основное жизненное пространство Святейшего –
это небольшая келья в Москве. До недавнего времени была такая же в
Смоленске. Больше ему не надо – не как Предстоятелю, для которого нужны
внушительные представительские резиденции, а как монаху и человеку. И
тем, какие на руке часы, он, по-моему, озаботился лишь после того, как
это стало сильно волновать медиазавистников, в том числе
(около)церковных. Церковь, ее храмы и священнослужители – иконы
Христа, Царя царствующих, – всегда будут украшаться драгоценными
предметами, которые жертвуют именно на такое украшение верующие люди.
Такова традиция Церкви. А логика Иуды: «К чему такая трата? Ибо можно
было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9) –
иудиной навсегда и останется. И извиняться по этому поводу Церкви
нечего. Да и мне, наверное, тоже. Источник: Сайт «Православие и мир»
|