Хит-парад дорог к поместьям важных людей, отремонтированных в последнее время за бюджетные деньги.
Строительство дорог Украины
лучше всего характеризуется искаженной пословицей – «И мытьем, и
катаньем». Во-первых, тендеры в этой сфере считаются одними из самых
жирных, так как трудно поддаются проверке контролирующими органами.
Во-вторых, дорогу можно проложить не только с выгодой, но и с
приятностью: в направлении дач, мест охоты или родных сел «лучших людей
города».
Исходя же из официальных
данных «Укравтодора» о том, что 90% дорог нуждается в капитальном
ремонте – любое новопостроенное шоссе воспринимается сегодня как успех
власти. Невзирая на его конечные пункты, социальную и экономическую
целесообразность.
Чтобы более явственно
ощутить, «как это делается в Украине», предлагаем небольшой рейтинг
дорог, которые кроме всего прочего несут еще и дополнительную социальную
функцию. Для некоторых членов социума.
1) Подъезды к родному селу Владимира Демишкана
Эта дорога занимает безусловное первое место. За два года она потребила 190,21 млн. бюджетных гривен. Речь идет о международной трассе М-12 Стрый – Знаменка. Точнее о небольшом ее куске между Уманью и Кировоградом.
Посредине этого участка
находится пгт. Новоархангельск, в котором родился нынешний руководитель
«Укравтодора» Владимир Демишкан. Именно в период его председательства в
Госслужбе автодорог (то есть с весны 2010 г) подъезды к
Новоархангельску улучшали со всех сторон.
Добрую половину из этих госзаказов
получила известная фирма «Дор-Строй». Среди ее учредителей ранее
значились жена Демишкана и сын его заместителя. О том, что и после
перерегистрации компании на британцев-киприотов, след Демишкана никуда
не исчез – недавно писал «Forbes-Украина».
Так или иначе, но в
результате бюджетных вливаний почти 60 километров трассы возле
Новоархангельска заметно улучшились. Можно было бы порадоваться за
жителей Кировоградщины , если бы не один нюанс. На всю остальную трассу
М-12 (а это более тысячи километров) за те же два года потратили всего
125 миллионов гривен.
2) Президентская трасса в Сухолучье
Еще
одно шоссе, которое в последние два года не забывают дорожники, лежит
из Киева в Днепровско-тетеровское лесохозяйство, более известное, как
Сухолучье, место охотничьего отдыха Виктора Януковича. Хотя недавно вся
эта территория перешла в безвозмездное пользование частной структуре,
это не охладило пыл «Укравтодора». Дорога Р-02 «Киев-Иванков-Овруч» до
пгт. Дымер и окололесная дорога от Дымера к местам охоты уже поглотили 103 млн грн.
Хотя в общей сложности – это чуть больше 40 км не самой широкой
дороги. На будущий год государство запланировало капитально
отремонтировать еще 40 км этой трассы, после чего киевские
высокопоставленные охотники смогут добираться к местам отстрела без
неудобств. Что касается всей остальной дороги до Овруча, то тендеры на
ее ремонт замечены не были.
3) Помидорная трасса Дмитрия Фирташа
Тернопольская дорога к
родным помидорам Дмитрия Фирташа, в которых, как он сам не без гордости
рассказывал, вырос украинский бизнесмен, тоже влетела налогоплательщикам
в копеечку.
Средний ремонт автотрассы Касперовцы-Збручанское обошелся в 63,44 млн. грн.
Это на 8,88 километров. То есть в нашем рейтинге это вообще самая
дорогая в пересчете на «гривне-километр» трасса. Латали ее по цене 7,14
млн / км. Да еще и в срочном порядке: работы должны были завершить уже
через три недели после подписания договора. И честно признались, почему
так спешат: в родовом гнезде Фирташа – селе Синьков – этой осенью должны
заработать теплицы, «поэтому количество грузовиков резко увеличится».
Речь идет об овощных теплицах с задекларированной стоимостью $ 100 млн.,
которые строит Group DF Дмитрия Фирташа. Стоит напомнить, что еще
несколько месяцев назад бизнесмен обещал не получать из бюджета
компенсацию на строительство. Правда, о дорогах они не говорил ничего.
4) Абрикосовая улица Людмилы Янукович
На
окраине Донецка, в Буденновском районе, существует улица Абрикосовая.
Во времена своего губернаторства здесь жил Виктор Янукович, теперь – его
жена. Когда-то по этой улице ходил общественный транспорт, так как это –
кратчайший путь от проспекта Ильича к онкологическому диспансеру и
жилищным массивам.
Шум общественного
транспорта, видимо, кому-то мешал, потому его с Абрикосовой убрали.
Заведя в обход: на соседнюю улицу Данилевского. Такое переселение –
включительно с троллейбусными линиями – обошлось в свое время в 25
миллионов гривен.
В этом же году выделили 8,22 млн грн. на капремонт самой Абрикосовой. Ремонта должно хватить надолго, так как общественный транспорт уже ее не разобьет.
5) Дорога к сельскому поместю Лавриновича
Сельские
дороги у нас ремонтируют редко. Но иногда все-таки некоторым везет.
Недавно повезло министру юстиции Александру Лавриновичу. Служба
автомобильных дорог в Киевской области решила поправить дорогу от трассы
Р-01 до села Плюты. И хотя жителей там немного - 75 человек – но
госбюджет все-таки решил выделить на 8,5 км 25,56 миллионов.
Может, так случайно совпало,
что по данным СМИ в этом селе проживают министр Лавринович, экс-глава
Секретариата президента Олег Рыбачук, один из судей Печерского суда и
другие чиновники. В любом случае теперь они смогут добираться на работу
намного быстрей, в чем, несомненно, заключается выгода государства.
6) Тропинка Кивалова. От дома до SPA
Эта Одесская дорога стоит смешных денег – всего 2,05 миллиона гривен.
Но интересна она вопросом не «сколько», а «откуда-куда?». В конкурсной
документации отрезок фигурировал как дорога от дома № 2 / А по улице
Красных Зорь до дома № 90 по улице Новобережной. В реале оказалось, что
этот кусочек дороги начинается четко от остроконечных домов, больше
известных в народе как «Замок Дракулы», который приписывают к
собственности «регионала» Сергея Кивалова. Ведь здешний земельный
участок закреплен за Одесской Национальной юридической академией, а пляж
находится на балансе Международного гуманитарного университета
(должность президента обеих вузов занимает Кивалов).
Оканчивается дорожка
пятизвездочным гостиннично-оздоровительным комплексом «MaristellaClub».
Длина всей дороги – 500 м. А вот обошлись эти полкилометра двухполоски
дороже ремонта международной трассы Львов-Краковец. Одесские 4,10 млн.
/км против львовских 3,67 млн / км.
7) Крымские госдачи – летнее Межигорье Януковича
Только
в августе этого года у крымские госдачи в Форосе заказали строительство
вертолетной площадки за 10 миллионов. А до того деньги тратились на
ремонт дорог к этим объектам. В октябре прошлого года 6,54 млн. грн.
выделили на текущий ремонт сьездов к спецобъектам от дороги
государственного значения Р-16. Под спецобъектами № 3, 5, 7 и 9-10
подразумеваются госдачи «Шатер», «Маевка», «Чаир» и «Мухолатка». В
прошлом году свой день рождения Янукович праздновал в «Шатре», а вот
нынешний – на госдаче № 11 «Заря». Возможно, вскоре подлатают дорогу и к
ней.
8 ) Подъезды к министерским дачам
В 17 километрах от Киева
существует место, где цена выставленных на продажу домиков доходит до
полумиллиона долларов. Как отдельную уникальную черту хозяева
подчеркивают тот факт, что эти дома находятся в заповедной зоне и
граничат «с коттеджными городками Кабинета Министров Украины и других
центральных органов исполнительной власти». Местность называется село
Михайловка-Рубежовка, ведет к ней автодорога Ворзель-Забучье. В июне
этого года КОДА заказала строительство автодороги – подъезда к
вышеупомянутому селу от трассы Ворзель-Забучье. Выделив на это
строительство 5,12 млн. грн. Будем верить, что дорогу построили не только из-за того, что она ведет к министерским дачам …
…Понятно, что приведеный
список «нужных дорог» далеко не полон. Не всякую дачу или
охотхозяйство местных чиновников можно зафиксировать из Киева. Кроме
того, здесь не учтены и иные способы использовать государственное
дорожнее строительство в меркантильных целях.
Один из этих способов –
«юбилейный». Так, к примеру в прошлом году Енакиевский горсовет потратил
10 млн грн. на ремонт всего двух дорог. Открытый тендер не проводили:
ремонтировать надо было срочно. Дело в том, что по этим двум улицам на
празднование 90-летия космонавта Берегового должен был проехать Виктор
Янукович.
Другой способ –
«передвыборный». Сейчас трудно найти отремонтированную дорогу, на
которой не попиарились бы кандидаты от власти. Это когда, к примеру,
телевидение в Славянске показывает, как «лидер общественного движения»
Алексей Азаров открывает дорогу, которую построила некая «коммерческая
организация», а «Вестник госзакупок» показывает несколько десятков
бюджетных миллионов, потраченных на эту дорогу, и название строителя –
«Альтком».
С другой стороны дорога идет
действительно к людям, а не к дому будущего депутата. Хотя, зачем ему
дорога к дому? В Вене с дорогами пока все нормально.
Леся Иванова, «Наші гроші». Впервые опубликовано в «Forbes.ua»
|